Как сегментировать свою целевую аудиторию

Сегментация целевой аудитории — основа и фундамент для построения стратегического маркетинга. Эта статья описывает и классифицирует критерии, по которым удобно делить аудиторию на сегменты.

Зачем нужна сегментация

Разные сегменты по-разному воспринимают ценность одного и того же продукта: им важны разные характеристики, разный уровень сервиса. С каждым сегментом нужно выстраивать свою коммуникацию и до каждого доносить преимущества, важные именно для него.

Ниже приведен пример из жизни.

Есть компания-производитель медицинского оборудования — лазерной платформы. Платформа предлагает широкий ассортимент лазеров и световых технологий на основе любого из трех методов доставки: шарнирная консоль, оптоволокно и широкополосный свет. У прибора много насадок для разных процедур: омоложение кожи, удаления пигментных пятен, пилинга, коррекции сосудистых заболеваний.

С точки зрения производителя оборудования необходимо работать с тремя разными сегментами целевой аудитории:

1. Конечные потребители. Их интересует решение проблем с кожей. Этот глобальный сегмент делится на подсегменты в зависимости от конкретных проблем.

2. Врачи, которые проводят на нем процедуры. Их интересует удобство работы на одном аппарате — чтобы не приходилось бегать между разными приборами  и изучать особенности работы с каждым. При появлении новых насадок они смогут лечить различные заболевания на одном приборе.

3. Владельцы клиник и инвесторы. Для них важно, что аппарат один и поэтому можно сэкономить на аренде помещения; не нужно никаких расходных материалов.

Как видите, продукт один, а потребности каждого сегмента — разные.

Алгоритм сегментации целевой аудитории

Существует несколько способов сегментации:

  • Социально-демографическая;
  • Географическая;
  • Поведенческая;
  • Психографическая;
  • B2B-сегментация.

Социально-демографическая сегментация

При использовании данного подхода следует опираться на половозрастные характеристики, социальный статус в обществе и уровень дохода. Это самый популярный способ сегментации, потому что для получения данных нет необходимости проводить глубинные интервью и собирать фокус-группы. Эти данные легко получить, задавая простые вопросы и анализируя косвенные признаки. По этому типу сегментации очень просто прогнозировать размеры рынка.

Характеристики для сегментации:

  • Пол;
  • Возраст;
  • Поколение («беби-бумеры», поколение X, поколение Y);
  • Этап жизненного цикла (холостяк, семья без ребенка);
  • Роль в домохозяйстве (инициатор, советник, лицо, принимающее решение, покупатель, пользователь);
  • Количество, пол и возраст детей;
  • Национальность;
  • Религиозные убеждения;
  • Уровень образования;
  • Род занятий;
  • Должность;
  • Уровень дохода.

Наиболее популярна такая сегментация для FMCG-компаний (товары народного потребления) и B2C (компаний, которые продают свои продукты частным лицам).

Географическая сегментация

Обычно используется в связке с другими видами сегментации. Главная гипотеза: в зависимости от региона у людей наблюдаются разные потребности и разные модели покупательского поведения.

Характеристики для сегментации:

  • Из какого региона, области, края;
  • Климат;
  • За счет чего регион зарабатывает (добыча, производство, туризм);
  • Количество жителей;
  • Уровень развития (столица, города-миллионники, райцентры, деревни).

Психографическая сегментация

Часто совмещают с социально-демографическими сегментациями. В отличие от предыдущих способов сегментации, эти данные получить сложнее.

При социально-демографической и географической сегментации можно задавать вопросы «в лоб» и смотреть по косвенным признакам, здесь же необходимо доверительно общение и нужно «залезть в голову» к клиенту. Для этой сегментации как раз понадобятся глубинные интервью, фокус-группы.

Характеристики для сегментации:

  • Мотивация приобретения (выделиться, самоутвердиться, следовать тренду);
  • Жизненные ценности (саморазвитие, признание, стабильность, семья, положение в обществе, здоровье);
  • Жизненная позиция (активная, пассивная);
  • Реакция на инновации (консерватизм, новаторство, традиционализм);
  • Авторитеты (статистика и исследования, отзывы, родственники, друзья, звезды);
  • Отношение к местному производителю (позитивное, негативное).

Поведенческая сегментация

В данном случае мы сегментируем целевую аудиторию, исходя из их поведенческих характеристик. Эта сегментация используется в связке с другими.

Характеристики для сегментации:

  • Повод к покупке (бытовой или особенный случай);
  • Главные выгоды от покупки (качество, сервис, экономия);
  • Эмоциональный эффект (высокий, нормальный);
  • Периодичность приобретения;
  • Периодичность использования;
  • Необходимость или желание (автострахование — необходимость, путешествие — желание);
  • Место приобретения (интернет-магазин, ТЦ, рынок);
  • Место потребления;
  • На каком этапе клиентского пути находится клиент (знает о проблеме, знает решение проблемы, ищет поставщика).

B2B и промышленные рынки

Характеристики для сегментации:

  • Отрасль и подкатегория (строительство складов, медицинское оборудование);
  • Сезонность приобретения;
  • Периодичность приобретения;
  • Объем закупок;
  • География и наличие филиалов;
  • Годовая выручка компании;
  • Количество сотрудников;
  • Квалификация сотрудников (офис, рабочие);
  • Какие профессии есть в компании;
  • Критерии выбора поставщика;
  • Потенциал роста клиента;
  • Уровень технологического развития бизнеса;
  • Стереотипы о продукте и отрасли;
  • Опыт работы с аналогичной компанией;
  • Опыт работы с вашей компанией (новый клиент, действующий клиент, вернувшийся клиент);
  • Кто входит в закупочный комитет (советчик, лицо, оказывающее влияние, инициатор, лицо, принимающее решение, «привратник», пользователь, покупатель).

Источник: Digital-маркетинг. Главная книга интернет-маркетолога / А. Гавриков — Москва: Издательство АСТ, 2022

Фото аватара
Наиль Галимов

Автор блога

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )